Туризм без барьеров

Категория: Новости
(Проголосовало 0)
  • Комментарии: 0
  • Просмотры: 179





29 августа 2021 года состоялась экскурсия группы инвалидов по зрению в соседний с Иваново областной центр – город Владимир. Экскурсия анонсировалась как не совсем обычная. В первую очередь к участию в ней приглашались инвалиды по зрению, с отсутствующим или очень ограниченным визуальным восприятием окружающего пространства. Председатель Ивановской местной организации, приглашая на экскурсию, говорил, что она каким-то образом адаптирована для незрячих участников, но каким именно, оставалось только догадываться. Мне было известно из публикаций звукового журнала «Диалог», что одной из некоммерческих организаций Владимирской области в своё время уже разрабатывался экскурсионный маршрут для незрячих по Герценовским местам этого города, что его особенностью было использования в процессе изложения экскурсоводом материала уменьшенных 3D моделей окружающих объектов, о которых вёл речь экскурсовод, но деталей сего действа я не представлял.

Чуть менее двух часов путешествия в комфортабельной в общем-то маршрутке, замысловатая петля по историческому центру Владимира и мы у начальной точки экскурсионного маршрута. Очень обходительные и приветливые организаторы экскурсии раздают нам аудио-устройства, обеспечивающее комфортное прослушивание экскурсовода, в комплекте с довольно удобным наушником. С подобными техническими средствами малой механизации труда в сфере туристического сервиса я уже сталкивался, совершая с семьёй путешествие в Беларусь. Но наушник там был гораздо менее солидный и удобный, а потому, его не требовалось возвращать вместе с аудиоустройствами. А вот и нечто особенное. Нам раздают рельефный план Владимира XII – XIII веков, на котором, пока, правда, мало что понятно. План можно взять в руки, а можно повесить на грудь, что я и делаю, дабы освободить руки. Вот, кажется, мы и готовы. На старт! Внимание! Марш! В легкоатлетическом темпе экскурсовода Анны, кстати, девушки с очень низким остатком зрения, передвигающейся с тростью.
Попробую, не останавливаясь на описании маршрута, сосредоточиться на особенностях экскурсии, что совсем не просто, ибо целое состоит из деталей, а каждая отдельная деталь не даёт представления о целом. Первое, что поразило и не отпускало практически до конца, это речь экскурсовода. Это был хороший современный русский язык, без излишних витиеватостей. Речь лилась ровной сверкающей на солнце серебряной струйкой. Не скажу, что я большой любитель экскурсий, но экскурсоводов мне пришлось увидеть разных. Многие из них до безобразия косноязычны. Хотя хороший понятный культурный язык с богатым лексическим запасом должен бы быть основным инструментом, с помощью которого эти люди добывают себе средства к существованию. Экскурсовод Анна знала предмет, о котором говорила, не уклонялась от разной степени дурацкости вопросов экскурсантов, не раздражалась, была вежлива и обходительна. Теперь о главной «изюминке» экскурсии, собственно о том, что делает её доступной для восприятия, в том числе и совершенно незрячими людьми. «Изюминку» эту мы старомодно назовём «Наглядными пособиями». 

Таковых в ходе экскурсии было 3 вида: рельефные изображения (уже упомянутый мною план города и копия иконы богородицы), рельефные макеты (рельефный макет Владимира XII – XIII веков, после которого всё более или менее понятно стало с рельефным планом, упомянутым выше и макет Патриаршего сада, и 3D модели. Если рельефные изображения довольно часто используются в целях реабилитации инвалидов по зрению, а история рельефной печати насчитывает не одно десятилетие, то рельефные макеты в силу их дороговизны довольно редки, а 3D модели вообще вошли в нашу жизнь относительно недавно. 

Несколько слов о Макете Владимира. Он интуитивно понятен. Ни с каким другим объектом невозможно перепутать резиновую речку, вернее даже две Лыбядь и Клязьму, выполненные в виде весьма ощутимых возвышений земляные валы, сделанные из какого-то колючего материала места произрастания деревьев. Понятны места расположений застройки и ворот, поскольку выполнены в виде рельефных домиков. Наложим всё это на тактильный контакт с экскурсоводом, направляющим кончики ваших пальцев именно в то место, о котором идёт повествование, на прекрасную, совершенно не утомляющую речь, на интересный фактический материал. И что? Полного представления об экскурсии всё равно не получим. На неё надо ехать.
Что касается 3D моделей, то для незрячих они сильно облегчают восприятие материала. Попробую объяснить о чём речь. Довольно давно отечественные тифлопедагоги и специалисты по реабилитации используют многоплановые изображения. То есть, какой-то архитектурный или скульптурный объект изображается с различных сторон (фасад, боковые стены, задняя часть, вид сверху). При этом предполагается, что пять разных частей этого пазла инвалид каким-то образом должен самостоятельно сложить в голове и получить более или менее цельное представление об объекте. Это далеко не всегда получается без использования не имеющих никакого представления к образному мышлению ножниц и клея. 3D модели сразу без всяких усилий дают цельное представление об объекте, его форме, устройстве, и о многих других вещах, недоступных даже при тактильном контакте с оригиналом. Это позволяет увеличить скорость проведения экскурсии, поскольку тактильный осмотр одного объёмного предмета занимает меньше времени, чем осмотр пяти тактильных изображений. В общем, думаю, что 3D модели просто находка для адаптивного туризма лиц с нарушениями зрения.
Читатели сего опуса наверное уже поняли, что экскурсией лично я, Зарипов Дмитрий, остался доволен. 

Комментарии
К данной новости еще никто не оставлял комментариев, но вы можете стать первым оставив свой комментарий.
Добавить комментарий
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Информация
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Для того что бы добавить комментарий, вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.